Пацаны! Значит, есть такая тема!

Народный рейтинг брокеров бинарных опционов, лучших за 2020 год:
  • БИНАРИУМ
    БИНАРИУМ

    1 место в народном рейтинге! Много обучающих материалов для новичков, бесплатный демо-счет! Дают бонус за открытие счета:

Фильм «Пацаны»: размышление на актуальную тему

«Пацаны» Динары Асановой по сценарию Юрия Клепикова фильм уникальный, не похожий на другие.

Появился он в эпоху глубочайшего застоя, кинематограф которого отличала летаргическая, обморочная вялость. На экране преобладали герои преклонного возраста.

Молодёжь же или выполняла функцию чисто служебную — подчёркивая своим поведением, не соответствующим общественной морали, героизм, патриотизм и энтузиазм отцов и дедов, или же появлялась в виде агрессивной, безликой стаи, угрожающей покою, благополучию, а нередко и жизни героев «подлинных».

Кинематограф отражал, проецировал «коллективное бессознательное» — старшее поколение, занимавшее все ведущие позиции, осознавая крайнее неблагополучие общества, постыдно перекладывало вину за происходящее на собственных детей.

Создатели же «Пацанов» — заглянули в глаза и в душу тем самым подросткам, которые оказались не нужны ни семье, ни государству. И пришли к выводу: «Мы сами им плохая компания. Нам с ними трудно — они в нас больше не верят. Не верят в то, что недоброе в себе надо победить» (Динара Асанова).

Фильм сделан намеренно аскетично, лишь в нескольких эпизодах — как мотив освобождения, раскрепощения, счастья — прорвётся поэзия единения с природой.

Почти всё остальное выдержано в документальной манере. Есть и просто документальные съёмки — эпизоды, в которых пацаны отвечают на вопросы. И хотя от их ответов порой пробирает озноб — почему-то вместо страха или высокомерной брезгливости испытываешь к ним интерес и сострадание, и чем дальше движется фильм, тем острее и смущение, и стыд, и чувство вины.

И желание заглянуть в глаза собственному ребёнку, понять его, приблизиться, обогреть и защитить. И другу твоего ребёнка. И незнакомому подростку. Не пройти мимо. Остановиться. Помочь. Осознав, наконец, не только умом — сердцем, что это наши дети и это мы сделали их такими. Думаю, это главное, чего добивались авторы.

. Из «воронка» выводят пацана. Наголо остриженный, щуплый, он идёт, заложив, как и положено арестанту, руки за спину — между двумя милиционерами, не доставая им даже до плеча. Так они поднимутся по лестнице в зал суда.
Никого, кроме сестры-подростка Маргоши, его судьба не интересует. Ни слова в защиту подростков ещё не сказано (потом их будет много произнесено — и Пашей, и даже в текстах песен, которые поют ребята).

Лучший российский брокер для торговли бинарными опционами:
  • БИНАРИУМ
    БИНАРИУМ

    1 место в народном рейтинге! Много обучающих материалов для новичков, бесплатный демо-счет! Дают бонус за открытие счета:

А авторская позиция уже заявлена: дети беззащитны и одиноки перед карающей властью. Судьи сурово перечислят Бовины «гнусные поступки» — украл из квартиры, куда пришёл под видом сбора макулатуры, банку варенья и книгу. Стащил микроскоп из школы. Отнял у старушки четыре рубля, а она на них два дня живёт. Если на предыдущие обвинения он огрызался, то тут почти прошепчет, не поднимая глаз: «Я не знал. Простите меня».

Те, кто судят его, — люди, очевидно, небездушные и незлые, но их осуждение, категорическое неприятие, отчуждённость очевидны. И отправился бы Кирей на два года в колонию для несовершеннолетних, где более сильные и закоренелые насаждают принцип «чечевэ» (человек человеку волк), если бы не Паша — Павел Васильевич Антонов, руководитель трудового спортивного лагеря.

Это он объяснит судьям — в какой семье и в каких чудовищных условиях живёт этот мальчишка. Это он скажет, что раз Вове стыдно, значит, у него есть совесть и он не пропащий человек Это он поручится за пацана и попросит выпустить его под свою личную ответственность. И ему поверят.

Герою Валерия Приёмыхова невозможно не поверить, настолько он настоящий, настолько искренне он существует в образе Паши — бывшего спортсмена, презревшего карьеру ради того, чтобы этим одиноким, озлобившимся пацанам было к кому прислониться, чтобы любить их и жалеть, стать им сразу и папой, и братом, и другом, и учителем.

Чтобы они знали — есть человек, которому ты небезразличен. Словам пацаны не верят. Они поверили Паше, потому что убедились на деле — он не оставит в беде, отобьёт, защитит, восстановит справедливость.

Приёмыхов живёт на экране с такой страстью, с такой верой в правоту своего дела, в то, что у этих пацанов — даже у наглого подонка Зайцева — можно «разбудить сердце», что можно, можно любого из них «привести к самому себе, вернуть людям«, — что и зритель начинает верить в это.

У Паши пунктик: он убеждён, что главное — добиться, чтобы человеку стало стыдно перед самим собой, не перед другими только, а именно — наедине с самим собой. И верит, что для этого достаточно просто любить их. Конечно, Паша — уникальный, прирождённый педагог, тут с собственным-то ребёнком — родным, кровным, единственным — так трудно бывает найти верный тон, нужные слова…

А он — интуитивно, сердцем — знает, как поступать. В отличие от профессионального педагога Олега Павловича, имеющего в дипломе пятёрку по психологии, — ребят он терпеть не может, они его презирают.

Поражает, насколько точно и тонко играют ребята.

Вечер, ужин, традиционные поздравления именинникам с раздачей конфет. Радостные вопли, хлопанье по спине, плечам, дружные аплодисменты. И — полная тишина, когда Паша поздравляет Олега Павловича. И лишь после настойчивых хлопков Паши раздаются ленивые, редкие, вялые аплодисменты, при этом на всех лицах написано: «Паша, исключительно потому, что ты настаиваешь«.

Удивительно выразительны лица ребят, их глаза (в картине вообще очень много крупных планов, много глаз). Глаза Зайцева, когда он встречает взгляд Паши, вернувшись в лагерь после наглого побега-предательства, которым он оттолкнул даже своего верного друга-раба Рублёва, На губах — вызывающая ухмылка: мне, мол, всё равно, что вы обо мне думаете. А в глазах — Паша, умоляю, не гони.

Паша не гонит. Он жестоко, как опытный наездник или дрессировщик, проверяет, насколько «укрощён» этот «необъезженный мустанг». Стерпит ли (понимает ведь, что заслуженное) пренебрежение: все ужинают — ему тарелку не дали (не заработал!).

И у Паши бывают минуты слабости. Но самое потрясающее, что даже его срыв превращается в воспитательный акт. Как взбешён он погромом, устроенным в лагере, когда усталый, за полночь, возвращается из деревни, где за драку — несправедливо, считают пацаны, деревенские первые начали — сидят в милиции несколько ребят из лагеря.

Как яростно он колотит в рельс, вызывая их среди ночи из палаток! Какие резкие, жестокие слова срываются с его губ! Многим он напомнит прилюдно — из какого дерьма их вытащил! И всё время будет требовать: «В глаза! В глаза мне смотреть!! Дармоеды, подонки, животные. Простить?! Нет! Я вас не прощаю!»

Только от человека, которого очень любишь и уважаешь, можно стерпеть такое… Устыдиться за содеянное. Пожалеть его, сорвавшегося по их вине. Осознать, что своим дурацким бунтом поставили под удар саму идею существования такого лагеря. Пашу подставили! Поэтому пацаны, посовещавшись, решают, что нужно срочно исправить хотя бы то, что ещё можно исправить, — навести порядок в лагере и к утру закончить работу, которую, забастовав, бросили днём…

Основные события происходят в лагере для «трудновоспитуемых», расположенном в лесу, на реке, далеко от станции. Это возможность изолировать детей от общества и общество от них. И тут, как говорится, «еще неизвестно, кому повезло«: «нештатная» ситуация, повлекшая за собой бунт, возникает как раз по вине взрослых.

И родительские дни — это тоже всякий раз не только праздник, но и большая головная боль: чей-то папаша уже с утра лыка не вяжет, кому-то — несмотря на проверки — сердобольные родственнички привозят спиртное и сигареты, кто-то так и не дождался мамы — опять запила.

Да, авторы отнюдь не скрывают, что корень зла видят в самих взрослых — они откровенно и однозначно на стороне пацанов.

Ребята живут в палатках, питаются на то, что заработают. Каждый вечер перед ужином Паша предлагает подумать, что доброго и полезного каждый сделал за день. Каждый вечер подводят итоги работе отрядов, считают очки, наказывают провинившихся, поздравляют именинников.

Награда за хороший день — танцы для всех! Спартанский быт. Работа в совхозе. Футбол до упаду. Танцы до утра. Лес и река. Можно закатиться в высоченную траву. Можно купаться до посинения. С одной стороны — свобода и самостоятельность, с другой — подотчётность и надзор. Но понимаешь, что «надзор» этот большинству не в тягость, а в радость: о тебе беспокоятся, с тебя требуют, с тобой считаются.

Думаю, Приёмыхову приходилось ещё трудней, чем можно предположить, — ведь надо было, чтобы не только мы поверили в истовую одержимость его героя своим делом, надо, чтобы его полюбили и зауважали те ребята, которые снимались в фильме. Потому что большинство из них играли, собственно, себя в предложенных обстоятельствах.
И их подлинные судьбы близки судьбам героев.

Исполнителей находили при помощи милиции (к кому же ещё обращаться в поисках «трудных» подростков). Помните игру в вопросы-ответы: «Можешь ударить человека по лицу?» — «Могу». — «И удовольствие получишь. «. Вопросы задавали, не зная, какой получат ответ.

Пацаны — разные. Кому-то для выпрямления души вполне достаточно, чтобы рядом был «взрослый мужик, которому он может говорить «ты». Другого разве что всеобщий бойкот заставит задуматься.

В центре сюжета — судьбы двух очень разных подростков. Холёного красавца Зайцева, подминающего, порабощающего более слабых, ведомых по характеру. Тут и водка, и попытка изнасилования, и наглый обман — разыграл приступ аппендицита, а когда Паша с Рублёвым на колхозном грузовике привезли его, «умирающего», на станцию — вскочил в проходящий состав, да ещё и поиздевался над их растерянностью.

И Киреева, по кличке Кирей, — 15-летнего заморыша, которому на вид не дашь больше одиннадцати, — из крайне неблагополучной семьи: мама умерла, отец пьёт, водит домой случайных женщин — денег в семье нет. Кирей и его сестра Марго живут на её пэтэушную стипендию. Мальчишка раздеться не мог на физкультуре — просто потому, что у него не было трусов! Это его, уличённого в мелком воровстве, Паша «вытащит» на суде, добившись отсрочки приговора под свою личную ответственность.

Это ему, кинувшемуся на подмогу товарищу в неравной драке, тот, пропуская удары в лицо, будет кричать окровавленным ртом: «Уйди, тебе нельзя — тебя посадят!» Это за ним бросается вместе с Пашей весь лагерь, когда, узнав, что его сестра не выдержала измывательств отца и пыталась наложить на себя руки, он крадёт Пашину ракетницу (у которой было самое безобидное назначение — салютовать в знак разрешения традиционных вечерних танцев) — чтобы убить отца, выстрелив ему в лицо.

И толпа «трудных» срывается в едином порыве — не допустить до беды, успеть остановить, не дать совершить непоправимое!

Значит, не пропали Пашины жертвенные труды: вот они, пацаны, летят спасать такого же, как они сами. Бегут, обгоняя запыхавшегося Пашу, даже самые маленькие и слабые, даже Зайцев!

Нельзя надёжно отвратить человека от преступления иначе, чем пробудив, утвердив в душе его нравственный закон. Невозможно сделать это с «трудными» пацанами, не очаровав, не купив с потрохами — силой личного примера Потому самый важный итог — на вопрос, кем ты хочешь стать, спасённый Вовка Киреев ответит: » Как Паша! «

Но Паша, увы, исключение из правил, белая ворона. Перерастает в метафору образ: Паша с пацанами пытается выстроить акробатическую колонну — ох нелегко удержать их одному на своих плечах, — когда все остальные (в данном случае родственники) лишь более или менее заинтересованные созерцатели.

Среди множества ролей, сыгранных Валерием Приёмыховым, эта особенная. Он напитал её собственной болью, собственным неравнодушием — он совпал с Пашей. После этой роли ему писали и «пацаны», и родители «пацанов», а в кинематографической среде у него сложился прочный имидж «надёжного мужика».

Более того, самая значительная роль Приемыхова после «Пацанов» — Лузга в фильме «Холодное лето пятьдесят третьего. » Александра Прошкина — как бы выросла из образа Паши Антонова. Это тот же характер в других обстоятельствах, в другом сюжете.

И даже самая последняя работа безвременно ушедшего из жизни Валерия Приёмыхова «Кто, если не мы» по его книге «Двое с лицами малолетних преступников», где он выступил в трёх лицах — сценарист, режиссёр, актёр — продолжение темы «Пацанов». Точнее — возрождение её в новых обстоятельствах, когда снова обществу, государству, родителям не до детей.

И как же не хватает такого кино — неравнодушного, страстного, с замечательным героем в центре, с верой в человека. Нет в «Пацанах» ни суперзвёзд, ни острого сюжета, ни изощрённого изобразительного ряда. Всё просто и строго. Авторам, как и Паше, важно увидеть глаза, увидеть лица.

В фильме много портретов — в том числе и коллективных: вот группа ребят живописно расположилась на валуне и поёт под гитару. Вот — прямо как для фотографии на память — поют вместе с Пашей, к плечу которого припал Кирей, глядя с экрана на нас, глаза в глаза…

И как же не хватает такого кино — неравнодушного, страстного, с замечательным героем в центре, с верой в человека. Нет в «Пацанах» ни суперзвёзд, ни острого сюжета, ни изощрённого изобразительного ряда. Всё просто и строго. Авторам, как и Паше, важно увидеть глаза, увидеть лица.

В фильме много портретов — в том числе и коллективных: вот группа ребят живописно расположилась на валуне и поёт под гитару. Вот — прямо как для фотографии на память — поют вместе с Пашей, к плечу которого припал Кирей, глядя с экрана на нас, глаза в глаза…

«Боишься Зайцева?» — он не без гордости возразит «Зайцев мне друг!» — а Паша так презрительно-изумлённо переспросит: «Дру-уг?!«

Поразительно достоверные реакции. Каким волшебством можно добиться от непрофессионала такой естественности, таких тонких нюансов переживаний?! Не знаю. «Нет объяснения у чуда, и я на это не мастак» (Г. Шпаликов).

Пацаны! Значит, есть такая тема!

День добрый всем!

Добрый день! Хотелось задать вам вопрос.
Как в русле «понятий» ответить например на вопрос «ты кто по жизни?» и прочих, в последствии избежать кучи всевозможных фраз и вопросов направленных лишь на чтоб тебя любыми путями завалить.Просто я редко если честно не участвовал во всевозможных разборках и стрелках (в основном это происходило в юности), но и сейчас приходится иметь дело со всякой шпаной, насколько я понял бить сразу кулаками это беспредел,тогда как правильно поставить разговор при откровенной попытке оппонента сыграть на твоем незнании «понятий» и завалить тебя кучей всего.
Заранее благодарен.

«По жизни» есть 4 основных масти — братва (босота, шпана), мужики, черти и петухи. Если отнести себя к первой — надо обосновать (жить воровской жизнью). Ко второй — принимается «по умолчанию» — можно не обосновывать. Но в таком случае, если ты это признал, то значит признал их правила игры. А по их правилам мужик не может на равных разговаривать с пацаном. Поэтому ты заведомо проиграл.

В таких разговорах нельзя давать себя вовлечь в бой на чужой территории. Можно съехать — самый действенный способ — на дурачка. «ты кто по жизни?» — «русский» («трижды раненый в голову», «просто пиво люблю» и т.п.). Теперь что-то говорить надо вашему оппоненту и рассказывать, что он имел в виду под этим вопросом, т.е. по сути оправдываться. Либо начинать вам грубить. В обоих случаях вы в выигрышной позиции. Дальше по ситуации. Либо дальше на дурачка, заставляя его пояснять таким образом всю свою феню и претензии, либо в кусты, либо в торец. Формальный повод по понятиям для применения силы у вас есть — вам грубят. Варианты выбирайте сами.

Здравствуйте!
Меня интересует переполненность московских тюрем в начале 90-х годов. Слышал я от одного товарища, который сидел в «Матросской Тишине» в первой половине 1994-го года, что в камере на 28 коек было 126 человек. Самый же ужас был при карантине. В июле 1994-го их камеру всю целиком продержали 18 часов в маленькой подвальной каморке на 12 человек, пока проводили санобработку. При этом несколько человек умерло. Если честно, то я не поверил — уж больно все это кошмарно слышать. Вы ничего не знаете про это? Был бы очень признателен за любую информацию.
С уважением, Иван

О конкретных фактах не скажу, в Москве не сидел, но слышал об этом немало от москвичей на этапах. Где-то так и было. Меня это совсем не удивляет. Да и в 98-м, например, в Калиниграде не намного легче было — 10 (а то и 12) человек на 7 кв.м., или 20-25 на 15-ти. А по 20 человек в одном купе «столыпина» (стандартный размер купе пассажирского вагона), если еще и в разгар лета и в течении суток — это обычная практика.

Здравствуйте, Виталий. С огромным интересом читаю вашу рассылку (как говорится: ?от тюрьмы да от сумы. ), считаю, что лишние знания не помешают. Прочитал все материалы на вашем сайте, искал информацию на других сайтах по данной тематике, но внятного ответа на интересующий меня вопрос так и не нашел. Так, какие-то отрывочные сведения. А интересует меня вот что.
Дело в том, что одно время я работал в милиции, пять лет назад уволился. Знаю, что как правило, при совершении ментом преступления, срок он отбывает на специальной ?ментовской? зоне, да и в СИЗО для них отдельные камеры. Но, как я прочитал на одном из сайтов, это относится к действующим сотрудникам и к тем, кто уволился не более полугода назад. А как быть тем кто уволился раньше, т.н. ?бээсникам?.
Ответьте пожалуйста, на следующие вопросы:
1) как содержат бээсников в СИЗО: отдельно или их могут содержать вместе с остальными арестантами (я имею в виду как положено по закону, а не содержание в общей камере, как способ давления для получения нужных показаний)?;

По закону не знаю. Это регулируется какими-то внутренними инструкциями, которые широкой публике неизвестны. Содержат и так, и так — как ИМ в данном случае выгодно.

2) если все таки посадят в общую камеру, следует ли сразу сказать, что ты бывший сотрудник или лучше этого не делать и вообще как вести себя в камере (хотя бы общие рекомендации)?;

Лучше сказать сразу — затем будет спрос жестче. А так, вероятно, ничего страшного не произойдет — хотя может. Все зависит от вашей внутренней силы. Экзамен это тяжелый. Рекомендации тут трудно дать. Могут проверку «на вшивость» сделать — предложат ломиться (просить перевести в другую хату). А если с камеры сломиться хотя бы один раз, это вскоре станет известно всей тюрьме и рассчитывать на нормальное отношение уже не придется. Главный совет — никогда не оправдываться и не позволять навязывать себе чужие правила (см. выше). Если начал оправдываться — заведомо проиграл.

3) где все-таки придется отбывать наказание: на ?ментовской? зоне или на общей, хотя бы и ?красной?? А то пугают, такие вот повествования: ??Об одном заключенном ? маленьком, невзрачном, отце семейства ? дознались, что он когда-то служил в милиции, давно (иначе попал бы в специальный лагерь). А, мент! ?Обули? его (изнасиловали), и стал он ?пидором? своей бригады. По приходе на работу в цех его сразу отводили в цеховую уборную, и оттуда он уже не выходил весь день. К нему туда шли непрерывной чередой, и запросы были весьма разнообразны. За день получалось человек пятнадцать-двадцать. В конце рабочего дня он едва живой плелся за отрядом, марширующим из производственной зоны в жилую? (Самойлов Л. ?Перевернутый мир?, 1993. с. 143).
Ну и вообще, расскажите поподробнее, что вы знаете по этой теме, думаю это будет интересно не только мне.

Как уже сказал, как оно по закону не знаю — может кто из читателей расскажет. Но у вас всегда есть средства протеста — жалобы, прошения, угрозы и попытки самоубийства (об этом я еще буду рассказывать позже — об симуляции самоубийства как радикального средства протеста). Если ничего не помогает — попытка самоубийства по крайней мере приведет вас вместо нежелательной зоны в тюремную больницу на обследование. Так себе альтернатива :), но с психами иногда вы быстрее найдете общий язык. Так как лекарств у нас обычно нет, то никто вас ничем колоть не будет, если вы, конечно, будете вести себя адекватно и объясните причину своей попытки как есть. Затем вас скорее всего таки отправят туда, куда вы хотели. Мало ли что у вас на уме, а лишний жмурик администрации тоже ни к чему.

Хотя, если вы в тюрьме смогли ужиться в общей хате, то и на зоне сможете. а если вас держали в спецхате для бээсников, то скорее всего и попадете на ментовскую зону.

Наши новости

На нашем сайте появилось несколько новых книг о тюрьме.

Открылся форум тюремного врача http://forum.tyurem.net/list.php?5, который ведет Станислав, врач одного из СИЗО, автор Пенитенциарного медицинского сайта на нашем портале http://lepila.tyurem.net, известный вам по нашему диалогу на страницах этой рассылки.

Самое главное (для меня 🙂 — опубликована моя книга «Как выжить и провести время с пользой в тюрьме». Это первая из планируемой серии. Пока в виде красиво оформленной и достаточно удобной электронной книги. В нее вошли некоторые материалы рассылок, часть не публиковавшихся писем и ответов на них, некоторые другие материалы. Приобрести ее можно на специально открывшемся у нас на сайте магазинчике http://www.tyurem.net/shop.htm. Цена всего 0,84 доллара — это специальное предложение для читателей моих рассылок в качестве благодарности. Скоро я цену подниму — уж очень она смешная за 600 страниц текста.

Там же можно приобрести уголовные, уголовно-процессуальные, уголовно-исполнительные, административные, налоговые кодексы России и Украины, литературу по криминалистике, праву, психологии, судебной психиатрии и другую литературу о тюрьме и правосудии (несколько сотен наименований). Так же возможность поиска и приобретения любых электронных и бумажных книг (несколько тысяч наименований от сказок до энциклопедий).

Есть книга (бумажная) Кудина «Как выжить в тюрьме» с доставкой. А также:
«Теория и практика борьбы с компьютерной преступностью», «Судебная психиатрия. Словарь-справочник», «Юридическая энциклопедия», «Вас задержала милиция (права гражданина)», Чезаре Ломброзо «Гениальность и помешательство. Женщина, преступница или проститутка. Любовь у помешанных», «Оперативно-розыскная энциклопедия», «Законы России об оружии. Сборник нормативных актов и документов», «Психология криминального поведения» и пр.

В виде электронных книг есть «Чешежопица» В.Майера и «Тюремная энциклопедия» Кучинского.

Приобретая через наш сайт, вы поддержите весь проект «Все о жизни в тюрьме», который держится пока только на моем энтузиазме, да еще никогда мною не видимых (но живых!) Aldekein N.C. и Андрея Ананьева. В этой связи прошу еще раз не серчать за мои отлучки — приходится иногда зарабатывать деньги. Ребята на форуме предлагали создать общак 🙂 для поддержания и развития сайта и всего проекта, но я как-то слабо в это верил 🙁 На всякий случай сделал на сайте страничку с реквизитами для оплаты. Но оказалось нашелся один человек, который внес 100 долларов и один, который внес 2 доллара. Благодарю. Деньги будут использованы для нашего развития.

Основные авторские темы о жизни в тюрьме публикуются в рассылке
Как выжить и провести время с пользой в тюрьме

А книги, статьи, научные труды о тюрьме, психологии поведения и воздействия, много материалов — впервые, в рассылке
Жизнь и психология тюрьмы

История пыток, тюрем, казней и наказаний

Поясни за шмот: что это значит и как пояснить

КТО НЕ В ТЕМЕ, ТОТ ПРОТИВ НАС

Когда тебе пятнадцать, значение имеет все: кто ты, с кем дружишь, во что одет. Всегда и во все времена. Если раньше были стиляги, хиппи, анархисты и пацифисты, то самое модное молодежное течение сегодня — это офники или кежуалы (см. Словарик « КП »).

Как «пояснить за шмот»: подвороты и камуфляж у подростков «вне закона».«Пояснить за шмот» значит объяснить, какое ты право имеешь носить то, что сейчас на тебе надето. Не сможешь — тебя побьют. Что подросткам надевать опасно и почему — об этом в нашем видеосюжете.

И те и другие агрессивно настроены ко всем, кто не в теме — не так одеты.

Поясни за шмот — с таким призывом офники и кежуалы подкатывают к другим сверстникам на улицах города. И это вовсе не способ знакомства. Что значит пояснить за шмот: в переводе со сленга это буквально следующее — объясни, какое ты право имеешь носить то, что сейчас на тебе надето, а если не сможешь — побьем. Побить могут и за подделки.

Лизе Елисеевой 16 лет, она согласилась пойти с нашим корреспондентом на тусовку офников. Кеды от Fred Perry когда-то служили опознавательным знаком скинхедов. Но давно уже пошли в народ. Фото: Дина КАРПИЦКАЯ

ОКОЛОФУТБОЛ

Опасная мода «драк за шмот» захлестнула всю Россию . В том числе и благодаря интернету.

— Если ты в футболке Fred Perry, Tommy или кроссовках NB, то просто ответь, что ты не в теме, но нравится качественный шмот, — учит подростков 20-летний видеоблогер Сергей Мартышов.

У его видеороликов больше миллиона просмотров, и сам блогер называет эту тему «наболевшей».

— Что не так с марками этих футболок? — продолжает Мартышов. — Эти марки были популярны у скинхедов в 70-х, вот и осталась дурная слава. Но сейчас их носят все подряд. За такой шмот могут попросить только если в каких-то деревнях («попросить» в переводе с подросткового языка — побить. — Ред.). Стоники же (так ласково называют одежду культовой фирмы Stone Island. — Ред.) — более вызывающий вариант. Ее просто так не наденут. Подвороты (подвернутые джинсы. — Ред.), также пришли в околофутбольную моду от скинов. Не удивляйтесь, если вас попросят за них пояснить — такой вариант ношения штанов означает готовность вступить в драку. А вообще, если к тебе на улице прицепились, веди себя уверенно, отвечай вопросом на вопрос. Пойми, если к тебе подвалили, то дело не столько в шмотках, сколько в тебе.

Футболки «Спутник 1985» придумал Сергей Пахотин: «спутник» — одно из самых известных слов в мире, а 1985 — год рождения автора бренда. Но просто так носить их нельзя. Создавались они для панковской тусовки. Среди подростков надевают их только «избранные». Фото: Дина КАРПИЦКАЯ

ТЫ ТОТ, КТО СЛЕВА, ИЛИ ТОТ, КТО СПРАВА?

Тема «как пояснить за шмот» рвет все рейтинги в интернете. Полным-полно видеороликов с драками и разборками. Бьют подростки друг друга нещадно, причем участвуют в побоищах и девушки тоже. Что спрашивают? «Ты правый или левый?» или «За кого стоишь?» Правый — это агрессивно настроенный человек, анархист и фашист, а левый — антифашист. Но и это крайне условно.

— Мало кто разбирается во всех этих правых и левых, — говорит 16-летняя Лиза Елисеева , спортсменка, олимпийская надежда России по синхронному плаванию. Она из хорошей семьи, но тоже в теме в силу возраста. — Это просто повод придраться к кому-то, чей внешний вид не понравился. Ответишь, что левый, они вдруг окажутся правыми, и наоборот. И вообще эта политическая тема — редкость. Чаще просят «пояснить за шмот» болельщики той или иной футбольной команды.

Лиза хоть и не самый обычный подросток и почти все свое время проводит на тренировках в бассейне, тоже знает, что надо отвечать в таких случаях:

— Да сейчас все подростки это знают. Определить офников просто — ходят группами, надевают камуфляжные панамки, черные футболки со странными надписями, подворачивают джинсы. На ВДНХ таких много, на станциях верхней части серой ветки метро, в Отрадном, в некоторых парках и у станций МЦК.

Подвернутые джинсы, или подвороты, среди офников означают готовность к бою. Фото: vk.com

МОДНЫЙ ПРИГОВОР В ПАРКЕ

Вот по этим местам мы с Лизой и отправились, решив поэкспериментировать с запрещенными шмотками. Купили самую-самую модную футболку фирмы «Спутник 1985» с мрачной надписью «В этой стране не принято плакать» и надели красные кеды Fred Perry.

— Побить могут и за подделку. Околофутбольщики считают, что, нося паль* (см. «Словарик «КП»), ты оскорбляешь их субкультуру, — объясняет мне Лиза.

— А как они их отличают?

— Ой, да в интернете полно видео, поясняющих, как подделку от оригинала отличить. Если нарваться на такой пальпатруль, то как минимум заставят некачественный шмот снять, а как максимум побьют. Но если у тебя оригинал, то, наоборот, зауважают.

Еще бы, ведь «родные» курточки и кроссовки стоят немалые деньги. У того же Гоши Рубчинского (очень модный среди офников российский дизайнер. — Ред.) штанцы от 20 000 рублей, джинсовки от 40 000.

На ВДНХ нам не везет. Встречаем только двоих офников — и то мирных.

— Так холи же сегодня на крыше — вот тут недалеко, — разводят руками парни, потягивающие пивко. — Там все тусят.

Холи (опять поясняем для тех, кто не в теме) — это фестиваль красок, индийский праздник, который очень полюбился молодежи, — когда можно кидать друг в друга разноцветным красящим порошком. Забава куда более веселая и приятная, чем драться, вот все и забыли про поясниловку .

Едем в Отрадное, где у большого ТЦ всегда много околофутбольщиков. И действительно тут полно молодежи. Многие одеты по теме — в черные футболки, камуфляж, многие измазаны краской — тоже с праздника. Все без исключения курят — так, что даже на улице дышать нечем. Первым к нам подскочил юркий, невысокого роста паренек, лет 12 на вид:

Подросток из Отрадного поясняет «за свою толстовку»: — Скрещенные ножи — значит, готов к бою. «Невиновных нет» — для каждого своя уголовная статья. Фото: vk.com

— Сигареты не будет? А ты стоишь (в переводе с подросткового языка — болеешь за какую-либо команду. — Ред.), что ли? — обращается он к Лизе. Она поясняет, что да, болеет за ЦСКА .

Тут к нам потихоньку начинают подваливать все остальные. Драться не лезли, как потом объяснили, их спугнуло присутствие взрослой тетеньки, то есть меня.

— Да и потом, мы не отвязные хулиганы. Так, кое-кто болеет, но тут мирная по большей части туса , все свои, — говорит один из подростков.

— Вам надо было на холи ехать, такой замес был, — подхватывает другой парень. — И майку посерьезнее надеть, типа как на мне.

На подростке черная толстовка, с белым кругом, внутри которого какие-то цифры и два скрещенных ножа и надпись.

— А что все это значит?

— Скрещенные ножи — готов к бою. «Невиновных нет» — для каждого есть своя уголовная статья. Цифры 13 — 12 — это буквы английского алфавита ACAB, что расшифровывается All Cops Are Bastards («Все копы — ублюдки»). Череп — смерть мусорам, болты на ножах — воровские звезды, а круг все объединяет.

— Ничего себе! Ты что, с зеками гуляешь?

— Нет, — смеется подросток. — Это тема такая.

— Что ты тут им поясняешь? — вступают в разговор какие-то размалеванные девицы. — Совсем лох, что ли? Надо будет, сами разберутся. А то ходят тут, снимают и разнюхивают. Может, они из ментовских…

Честно говоря, я почувствовала себя как будто не в родном городе, а словно в сцене из фильма про американских гангстеров из плохих районов. Чтобы и правда не нарваться на драку, мы с Лизой ретировались. Ехать домой в футболке от «Спутник 1985» Лиза не решилась и с удовольствием надела сверху куртку олимпийской сборной с надписью Russia.

— В такой точно не побьют, — сказала она мне напоследок.

Вопросы могут вызвать даже классические кроссовки Adidas. Фото: vk.com

КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА

Детский психолог Олег ТРОПАРЬ:

В плохую компанию сейчас попадают через соцсети

— Тема самоидентификации у подростков одна из актуальнейших. Кто я? С кем я? За кого я и, главное, против кого? Все эти вопросы волнуют детей в пубертатном периоде. И если родители заранее не позаботились об ответе на них, то у ребенка велик риск разобраться во всем самому, с помощью улицы. Сейчас многие секции позакрывали, спорт — слишком дорого. Мамам и папам и на репетиторов-то не хватает, без которых ЕГЭ сложно сдать, не то что на какое-то дополнительное образование. А интернет — он, считай, бесплатный. Попасть в плохую компанию стало куда проще — через соцсети. И чем больше ваши дети предоставлены сами себе, тем больше дури у них в голове .

Военизированные куртки и парки NAPAPIJRI в подростковой среде кому попало носить не положено. Фото: vk.com

СЛОВАРИК «КП»

1. Поясни — слово пришло из тюремного сленга, там испокон веков просят пояснить за татухи и дружбу с тем или другим.

2. Офники (оферы) — околофутбольные фанаты.

3. Кежуалы — модники, которые следят, чтобы все марки одежды не были подделками.

4. Паль — поддельная одежда, купленная на рынке или заказанная на китайских сайтах.

5. Пальпатруль — группа ребят, отлавливающих подростков в поддельной одежде.

6. Забивы или вайны — договорные драки в малолюдных местах. Их снимают на видео и выкладывают в интернет.

Новое опасное развлечение подростков «поясни за шмот».

ПРИКИД В ЗОНЕ РИСКА

Надевая такую одежду, подросток как бы бросает вызов и объявляет себя представителем какой-то субкультуры. Значит, должен быть готов «пояснить», кто он и за кого.

За эти вещи точно попросят пояснить:

✔ футболки «Спутник 1985»

✔ военизированные куртки и парки NAPAPIJRI

✔ камуфляж в любом варианте

✔ наклейки патчи (нашивка с компасом)

✔ одежда русского модельера Гоши Рубчинского (широко известна в узких подростковых кругах)

✔ футболки «Невиновных нет»

✔ футболки и ветровки Stone Island («стоники»).

За эти вещи отвечать придется реже, так как марки стали слишком популярны у всех, а не только у представителей субкультур:

✔ футболки Tommy Hilfiger

✔ кроссовки Adidas (классические с белой полосой, елки — на жаргоне).

Платформы бинарных опционов, предлагающие бонусы за открытие счета:
  • БИНАРИУМ
    БИНАРИУМ

    1 место в народном рейтинге! Много обучающих материалов для новичков, бесплатный демо-счет! Дают бонус за открытие счета:

Добавить комментарий